Коллекция интерьерных ваз Салонная
Эпоха оригинала — середина 19 века
Пара таких ваз с корпусом из мрамора и роскошным бронзовым декором еще 25 лет тому назад украшала витрину самого элитного в ту пору ателье в начале Невского проспекта. Сейчас они хранятся в Государственном музее истории города Санкт-Петербург, там же находится еще одна пара таких же ваз, полученных музеем из одного особняка города. Надо полагать, что даже будучи очень дорогими, они были весьма модны и востребованы.
Предположительно, создавались они в 1840-е годы на камнерезном и бронзолитейном предприятии, основанном в 1842 г. Н.Верфелем. До него бронза с резным камнем не соединялись в одном произведении. Западная Европа таких вещей не производила даже в поздние времена. Поэтому изделия завода Н.Верфеля на всех всемирных, да и российских выставках пользовались огромным успехом и всегда полностью раскупались. После Верфеля подобные вазы стала производить и императорская Петергофская гранильная фабрика, но шли они, в основном, на посольские подношения и подарки. К достоинству подобных произведений относится их прочность — ведь они не разбивались как фарфоровые.
Ваза «Салонная» в полном смысле этого слова оправдывает свое название. По форме она почти полностью повторяет уже найденный русскими мастерами камнерезных предприятий образ античной урны. Яйцеобразное тулово на изящной ножке с квадратным плинтом и плоским оплечьем, переходящим в горловину, украсилось съемной крышкой. Пышность бронзового декора уже тяготеет к тем формам, которые стали доминировать в эпоху эклектики, сменившую строгий классицизм нач. XIX в. Но при всем изобилии цветов и листьев гирлянд, соединяющих два маскарона, тонкость проработки объемов, изысканность прозрачных поясов из завитков сохраняли виртуозный артистизм мастеров высокого классицизма. Особенно великолепны скульптурные головки с огромными завитками козлиных рогов. По силуэту – они почти ручки. По пластике – ликующее полнокровие роскошной природы.