Материалы и технологии

РУССКАЯ МОЗАИКА

Техника русская мозаика по малахиту
Каменная пластика

Технология Русская Мозаика

Знаменитый сказ П.Бажова «Малахитовая шкатулка» знаком многим с детства. Сразу возникает видение красивого ларца из узорчатого зеленого камня. Но не всем известно, как сделан этот ларец. Он выпол­нен в технике русской мозаики.

Русская мозаика является разновид­ностью пластинчатой, но, в отличие от мно­гоцветной флорентийской, набирается из камня одного сорта. Особенно часто при­меняется при изготовлении изделий из ма­лахита, что обусловлено натечным почко­видным строением камня, не позволяющим делать крупные цельные вещи.

Хотя облицовка цветным камнем су­ществовала и ранее, всеобщее признание она получила благодаря уральским мас­терам. Открытие Гумешевского (1702) и Медноруднянского (1722) месторождений малахита: светло-зеленого, хорошо поли­рующегося, «бирюзового» и более темного, с шелковистым блеском в изломе — «плисо­вого» («атласного») продиктовало необхо­димость овладения техникой пластиночной мозаики, о которой академик А.Е.Ферсман писал: «Из более высоких сортов малахита русские мастера научились готовить изде­лия совершенно особым приемом, который даже получил название «русской мозаики».

Оригинальность «русской мозаики» заключается в том, что впервые, наряду с большими плоскостями, стали облицовываться криволинейные поверхности. Из «фанеры» — пластин толщиной 2-4 мм — разными способами набирался нарядный узор: «мятым бархатом», где акцентировался цвет и его оттенки; «ленточный» («струистый») — с чередованием светлых и темных волнистых полос; радиальный («глазками») — с исходящими из центра линиями узора; «на две» или «на четыре стороны» — с осевой симметрией. Основой для изделий служил мягкий камень, пористая поверхность которого задерживала клеящее вещество, обеспечивая прочное сцепление материалов.

Существовало два способа наклеивания: крупные пластины подгоняли по рисунку встык, промежутки между мелкими заполняли пастой из малахитовой крошки и зеленого клея. В заключение поверхность полировалась.

Уральским малахитом декорированы колонны алтаря Исаакиевского собора, Большого Кремлевского дворца в Москве, Малахитовый и Георгиевский залы Зимнего дворца, интерьер дома П.Н.Демидова на Большой Морской улице в Санкт-Петербурге.

На Екатеринбургской гранильной фабрике по рисункам скульптора И. Гольберга в 1842 году были изготовлены две большие, высотой 182 см, вазы в форме «Медичи», в 1845-1846 годах выпускались вазы в виде жертвенника высотой около 50 см.

Комбинированный, симметричный и «мятым бархатом» набор применен для красивой овальной столешницы: широкая продольная лента из крупных, квадратных светло-зеленых пластин фланкирована сегментами с темно-зеленым узором из сказочных цветов (1830-е годы, ЕМИИ). Для заключенной в деревянную резную раму прямоугольной столешницы использован ленточный набор (XIX век, ЕМИИ).

Наряду с крупными заказными изделиями, на Екатеринбургской и Петергофской фабриках, а также в кустарных мастерских (в Екатеринбурге в 1887 году числилось 7 мастеров) в технике русской мозаики делалось много вещей кабинетного назначения: вазы, пресс-папье, настольные колокольчики, подсвечники, корзинки для корреспонденции. Особенно эффектно выглядят произведения, где гладкая поверхность зеленого камня сочетается с золотистым цветом литой бронзы.

Сложная задача создания зеленого сюжетного рисунка на зеленом фоне виртуозно решена в уникальном произведении М. Колесникова на тему карело-финского эпоса «Калевала» (1995). На поверхности круглой тарелки, как в калейдоскопе, возникают и вновь растворяются в зеленом узорочье персонажи сказания. На зеркале тарелки помещена фигура сидящего бородатого гусляра, а по борту — звери, птицы и рыбы.
Работа поражает удивительно точным подбором камня, рисунок которого выявляет и подчеркивает анатомическое строение и характерные детали, а также техническим мастерством.

Сегодня для мозаичного набора в технике русской мозаики, в основном «под цельный камень», применяют лазурит, сиреневый игольчатый чароит, розовый, с черными прожилками, родонит, полосатый охристый агат-перелифт и пестроцветные яшмы, а также камень тигровый глаз.

Сохранение традиций

Мануфактура СентябревЪ