Технология Русская Мозаика
Русская мозаика является разновидностью пластинчатой, но, в отличие от многоцветной флорентийской, набирается из камня одного сорта. Особенно часто применяется при изготовлении изделий из малахита, что обусловлено натечным почковидным строением камня, не позволяющим делать крупные цельные вещи.
Хотя облицовка цветным камнем существовала и ранее, всеобщее признание она получила благодаря уральским мастерам. Открытие Гумешевского (1702) и Медноруднянского (1722) месторождений малахита: светло-зеленого, хорошо полирующегося, «бирюзового» и более темного, с шелковистым блеском в изломе — «плисового» («атласного») продиктовало необходимость овладения техникой пластиночной мозаики, о которой академик А.Е.Ферсман писал: «Из более высоких сортов малахита русские мастера научились готовить изделия совершенно особым приемом, который даже получил название «русской мозаики».
Оригинальность «русской мозаики» заключается в том, что впервые, наряду с большими плоскостями, стали облицовываться криволинейные поверхности. Из «фанеры» — пластин толщиной 2-4 мм — разными способами набирался нарядный узор: «мятым бархатом», где акцентировался цвет и его оттенки; «ленточный» («струистый») — с чередованием светлых и темных волнистых полос; радиальный («глазками») — с исходящими из центра линиями узора; «на две» или «на четыре стороны» — с осевой симметрией. Основой для изделий служил мягкий камень, пористая поверхность которого задерживала клеящее вещество, обеспечивая прочное сцепление материалов.
Существовало два способа наклеивания: крупные пластины подгоняли по рисунку встык, промежутки между мелкими заполняли пастой из малахитовой крошки и зеленого клея. В заключение поверхность полировалась.
Уральским малахитом декорированы колонны алтаря Исаакиевского собора, Большого Кремлевского дворца в Москве, Малахитовый и Георгиевский залы Зимнего дворца, интерьер дома П.Н.Демидова на Большой Морской улице в Санкт-Петербурге.
Комбинированный, симметричный и «мятым бархатом» набор применен для красивой овальной столешницы: широкая продольная лента из крупных, квадратных светло-зеленых пластин фланкирована сегментами с темно-зеленым узором из сказочных цветов (1830-е годы, ЕМИИ). Для заключенной в деревянную резную раму прямоугольной столешницы использован ленточный набор (XIX век, ЕМИИ).
Наряду с крупными заказными изделиями, на Екатеринбургской и Петергофской фабриках, а также в кустарных мастерских (в Екатеринбурге в 1887 году числилось 7 мастеров) в технике русской мозаики делалось много вещей кабинетного назначения: вазы, пресс-папье, настольные колокольчики, подсвечники, корзинки для корреспонденции. Особенно эффектно выглядят произведения, где гладкая поверхность зеленого камня сочетается с золотистым цветом литой бронзы.
Работа поражает удивительно точным подбором камня, рисунок которого выявляет и подчеркивает анатомическое строение и характерные детали, а также техническим мастерством.
Сегодня для мозаичного набора в технике русской мозаики, в основном «под цельный камень», применяют лазурит, сиреневый игольчатый чароит, розовый, с черными прожилками, родонит, полосатый охристый агат-перелифт и пестроцветные яшмы, а также камень тигровый глаз.